Важный выбор
Не плыви по течению.
Не плыви против течения.
Плыви туда, куда тебе нужно.
Стоя на берегу реки Ангары, дочери Великого Байкала, невольно сравниваю жизнь человека с рекой. В жизни каждого из нас есть начало — исток, есть и устье. Начиная свой пусть с маленького кристально чистого ручейка, каждый ребенок подает большие надежды стать большой полноводной рекой. Наши чувства — это рябь на поверхности воды, бывают самые разные от легкого бриза до сильной бури, но и она прекрасна тем что приносит изменения в нашу жизнь, заставляет нас меняться, учиться и приспосабливаться к условиям социума. Жизненные обстоятельства — это камни, брошенные в воду, или валуны на пути, каждый имеет свой размер и назначение. И чтобы бури и потрясений было меньше, а вода могла обойти любые камни, важно научить делать ребенка правильный выбор – то есть принять самостоятельное решение, основанное на уровне знания и моральных суждений. Это приведет к лучшему результату, который не будет противоречить общественным нормам.
Один из самых важных выборов в жизни человека – это выбор профессионального пути. Почему спросите Вы? Потому что этап обучения в школе, это тот промежуток реки, от которого зависит насколько полноводной будет река жизни, ведь именно в этот «полноводный» период человеку предстоит пережить самые счастливые и успешные моменты своей жизни. И оттого насколько верно будет сделан этот выбор, зависит качество жизни человека.
Помню, во времена моего обучения в школе, а это было больше тридцати лет назад, больших знаний о профессиональном разнообразии не было. Передо мной стоял выбор среди трех профессий: учитель, врач и дизайнер. Последний вариант мои родители сразу отбросили, так как, по их мнению, дизайнер — это больше «баловство» чем профессия. И мой выбор был сделан в пользу учительства. За свои двадцать семь лет педагогической деятельности, я ни разу не пожалела об этом выборе, но это просто счастливая случайность…. Работаю в школе, сталкиваюсь с тем, что выпускники, сделав выбор в пользу той или иной профессии, в процессе обучения разочаровываются в своем выборе, теряют время и деньги… и только через какой то, достаточно длительный промежуток времени, находят себя, и иногда в абсолютно другой профессиональной плоскости.
На мой взгляд, в профессиональном самоопределении учеников, есть три триада: сам ребенок, родители и учителя. И на учителях лежит обязанность показать всю палитру современного мира профессий, определить вектор развития ребенка, опираясь на его способности, интересы и ценности, познакомить с рынком труда и в завершении вместе с ним самим и родителями сделать выбор в пользу той или иной профессии.
Наш современный, быстро меняющийся мир, информационное общество, с возрастающим объемом информации, подобно огромному океану. Как же учителю не потеряться во всем этом и показать каждому ребенку правильное направление в профориентационном просвещении подростков, как помочь им сделать правильный выбор? В этом учителю сегодня помогает образовательная платформа «Билет в будущее». Она позволяет познакомить школьников с востребованными и перспективными специальностями и профессиями, как на уровне региона, так и в стране в целом. Но самое важное, на мой взгляд, что платформа позволяет научить школьника самостоятельно и осознанно выбирать профессию, а не делает за него этот выбор. Ведь именно самостоятельность, и умение принимать решения и нести за них ответственность, один из самых важных критериев первичной социализации. Важно уметь выбрать свой путь, и платформа проекта «Билет в будущее» учит этому школьников!
Мне как педагогу, больше всего нравятся тесты-диагностики, которые дают возможность не только определить направленность личности в ту или профессиональную сферу, но и возможность получить обратную связь и персональные рекомендации.
Моим ребятам, ученикам 8 класса, больше всего нравятся профессиональные пробы в очном формате и виртуальном форматах. Так мы побывали в ветеринарной станции, и почувствовали себя в роли разных специалистов; посетили пожарную часть, примерив на себе профессию спасателя; почувствовали себя инструкторами по физкультуре на занятиях в педагогическом колледже. А виртуальные пробы просто невозможно перечислить: это профессии от пищевой промышленности до космических специальностей.
Несмотря на то, что это наш начальный опыт участия в проекте «Билет в будущее», у нас уже наметились перспективные планы, рассчитанные до конца этого года- определиться с выбором профессионального направления, чтоб осознанно подойти к выбору экзаменов за курс основной школы; а также планы на следующий учебный год, а именно привлечь к участию в проекте наших родителей.
Вода учит человека настаивать свое течение, обходить преграды и находить свой собственный путь, даже если для этого требуется гибкость. Каждому нужно выбрать такую профессию, которая будет соответствовать способностям, интересам и ценностям. И этот одно из самых важных решений в жизни, так он дает человеку:
- финансовую стабильность, потому что профессии с высоким уровнем оплаты труда могут обеспечить комфортный образ жизни, возможность путешествовать, инвестировать в образование и здоровье;
- самоудовлетворение, т.к если работа приносит удовольствие, это значительно повышает качество жизни, и позволяет чувствовать себя более мотивированным и энергичным;
- психологическое и соматическое здоровье, потому что неправильный выбор профессии может привести к хроническому стрессу, вызвать чувство бесполезности и депрессии, впоследствии приведя к ряду заболеваний;
- сохранение времени и ресурсов, из-за того, что правильный выбор профессии поможет быстрее расти профессионально, на основе полученных знаний, и не потребует дополнительных затрат времени и денег;
- осознание смысла жизни, ведь именно осознание социальной значимости своего труда дает человеку ощущение востребованности и нужности обществу.
Чтобы сделать осознанный выбор профессии, важно учитывать свои интересы, навыки, рыночный спрос и требования к образованию, а также формировать в себе ответственность, терпение, и постоянно повышать уровень знаний. Сумма школьного образования и проекта «Билет в будущее» помогают сделать такой непростой, но такой важный выбор каждому участнику проекта!
Педагог-навигатор Шаповалова О.С
МБОУ Боханской СОШ №2